На какие группы подразделяются растения. Экологические группы растений

Экологические группы растений

Растения, приспособившиеся к какому-то одному фактору внешней среды, имеющему важное формообразовательное значение, объединяют в экологические группы.

Экологическая группа – совокупность видов, характеризующаяся сходными потребностями в величине какого-либо экологического фактора и возникшими в результате его воздействия в процессе эволюции сходными анато-морфологическими и иными признаками, закрепляющимися в генотипе.

Экологические группы выделяются по отношению организмов к одному фактору среды (влага, температура, свет, химические свойства среды обитания и т.п.), однако границы между ними условны, и имеет место плавный переход от одной экогруппы к другой, что обусловлено экологической индивидуальностью каждого вида.

Основные экологические группы растений в зависимости от экологического фактора представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные экологические группы растений
Экологический фактор Экологическая группа
Влага Ксерофиты растения засушливых местообитаний
Мезофиты растения среднеувлажнённых местообитаний
Гигрофиты растения сильноувлажнённых местообитаний
Гидатофиты большая часть растения находится в воде
Гидрофиты водные растения
Температура Мегатермофиты жаростойкие растения
Мезотермофиты теплолюбивые растения
Микротермофиты холодостойкие растения
Гекистотермофиты очень холодостойкие растения
Свет Сциофиты тенелюбивые растения
Сциогелиофиты теневыносливые растения
Гелиофиты светолюбивые растения
Трофность почвы Олиготрофы растения бедных почв
Мезотрофы растения умеренно плодородных почв
Эутотрофы растения плодородных почв
Засоление почвы Гликофиты растения, не переносящие засоление
Галофиты солеустойчивые растения
Кислотность почвы Ацидофиты растения кислых почв
Нейтрофиты растения нейтральных почв
Базофиты растения щелочных почв
Почвенный субстрат Петрофиты растения каменистых почв
Кальцефиты растения меловых почв
Псаммофиты растения песчаных почв
Палюдозофиты растения болотных почв

По отношению к влаге

ксерофиты – растения, живущие в условиях значительного недостатка влаги (постоянного или временного) (виды родов: маслина, сорго, полынь и др.);

мезофиты – это растения, живущие на достаточных (не влажных и не сухих) почвах. К ним относятся большинство лесных и луговых трав, цветов, кустарников и деревьев: липа, береза, лещина, крушина, клевер, тимофеевка, костер, луговая овсяница и т.д.;

гигрофиты – это растения, живущие на сильно увлажненных почвах. К ним относятся многие виды папоротников, чаровница (цирцея), адокса, болотный подмаренник и т.д.;

гидатофиты – это растения, большая часть площади которого (или даже все растение целиком) находятся в воде. К ним относятся рдесты, кувшинки, кубышки, элодея (водяная чума) и т.д.;

гидрофиты – это растения, начинающий свой жизненный цикл в воде, но со временем стебли и листья которого покидают пределы воды. К ним относятся частуха, тростник, рис и т.д.

По отношению к температуре растения разделяютна экологические группы:

мегатермофиты – это растения без особых изменений переносящие высокие (свыше 35-40 градусов Цельсия) температуры. К ним относятсярастения пустынь и полупустынь: полыни (полынь белая, полынь поздняя, черная полынь, полынь Лессинга), мак павлиний, верблюжья колючка, элимус (волоснец), ковыль Лессинга, типчак, житняк, прутняк, ромашник, камфоросма, качим и т.д.;

мезотермофиты – это растения, живущие в «райских условиях», где температура никогда не поднимается выше 30 градусов Цельсия и не опускается ниже 20 градусов Цельсия. При повышении или понижении температуры эти растения практически сразу гибнут. К ним относятсярастения тропиков и субтропиков: бальзамин, бегония, драцена, жасмин, калатея, монстера, раффлезия, гевея, артокарпус, аукуба японская, бересклет японский, гибискус, камелия японская, ливинстона китайская, нандина домашняя, фатсия японская, жимолость японская, лигодиум японский, фикус крохотный, азалия и т.д.;

микротермофиты – это растения, вынужденные довольствоваться невысокой (ниже 20 градусов Цельсия) температурой. Вследствие этого у них краткий вегетационный период. К ним относятся растения умеренного и арктического поясов: яблоня, груша, береза, вишня, вяз, грецкий орех, дуб чересчатый, ива, каштан конский, клен остролистный, ольха, осина, рябина, тополь, черемуха, ясень, бузина, боярышник, ежевика, клюква, калина, все видылишайников и мхов и т.д.;

гекистотермофиты – очень холодостойкие растения, например лишайники.

По отношению к свету выделяют следующие экологические группы.

сциофиты (они же гелиофобы, теневые растения, тенелюбы) – это растения, живущие в замкнутых пространствах леса. Прекрасно чувствуют себя в полутемных и влажных лесных «коридорах». При воздействии прямых солнечных лучей свыше 20-30 минут погибают от перегрева. К ним относятся кислица, папоротники, мхи,плауны, хвощи, молодая поросль хвойных деревьев;

сциогелиофиты (они же теневыносливые растения) – Это большинство растений, произрастающих в России. Отдают предпочтения светлым местам, но могут свободно переносить небольшое затемнение. К ним относятся клен остролистный, липа, многие кустарнички (малина, смородина, боярышник) и травы (подорожник, тысячелистник, василек, иван-да-марья);

гелиофиты (они же световые растения, светолюбы) – это растения, живущие на открытых пространствах, с избытком солнечного света. При его недостатке быстро хиреют и даже умирают. К ним относятся береза белая, дуб монгольский, сосна могильная, лишайники кустистые, клевер ползучий, подсолнечник и т.д.

Целый ряд экологических групп растений выделяют по отношению к особенностям почвы, т.е. по отношению к эдафичних факторов (эдафоморфы), то есть почвенных.

По отношению к общему содержанию в почве минеральных питательных веществ (трофность растений) различают:

олиготрофы – растения удовлетворяются малым содержанием зольных элементов, например, сосна обыкновенная, вереск обыкновенный, тмин песчаный;

мезотрофы – удовлетворяются умеренным содержанием зольных элементов, например, ель европейская;

эутотрофы – требуют большого количества зольных элементов, например, дуб, сныть, перелеска многолетняя.; относится большая часть растений на нашей планете;

По отношению к засолению почв различают следующие экологические группы:

гликофиты – это растения засоленных почв и солончаков, погибающие при избытке соли;

галофиты – растения засоленных почв солончаков содержат обычно много солей в клеточных вакуолях и имеющие высокое осмотическое давление, то есть свободно живущие при избытке соли в почве. Внешне похожи на суккуленты. В строении проявляются черты склерофитов: опушение, жёсткие и сухие, рассечённые листовые пластинки.

По отношению к реакции почвенного раствора (кислотности) выделяют следующие экологические группы:

ацидофиты – это виды, растущие на кислых почвах с рН меньше 6,7 (например, белоус сжатый, клюква, ринхоспора белая, хвощ, вереск, редька дикая);

нейтрофиты – виды, приуроченные к почвам с рН 6,7-7,0 (большинство культурных растений, дуб, шиповника, ежевика сизая);

По отношению к субстрату , на котором растут растения, выделяют следующие их экологические группы:

петрофиты – растут на каменистых выходах пород, например, асплений, многоножка обыкновенная, гвоздика Фишера, минуарции

кальцефиты – растут на известняковых обнажениях и карбонатных почвах, например, лен желтый, солнцецвет, заблуждений мечолистий, петушки венгерские

псаммофиты – растут на песчаных местах, например, булавоносець сероватый, зверобой стелющийся, козельцы украинский, червец многолетний

палюдозофиты – растут на болотных почвах, например, вахта трехлистная, волчье тело болотное, многие виды осок, камыш, образки болотные, частуха подорожниковая

Таким образом, в результате взаимодействия растений с окружающей средой и естественного отбора у них возникают новые физиологические свойства и признаки структуры, наиболее целесообразные в условиях конкретной экологической обстановки. Виды и внутривидовые отдельности, обладающие такими целесообразными признаками, оказываются наиболее приспособленными (адаптированными) к данным экологическим условиям. Такие виды и их комплексы – великолепные индикаторы (показатели) тех компонентов среды, к которым они адаптированы.

Все растения разнообразны, они произрастают практически по всей планете и в любых условиях. И в зависимости от того, к каким условиям больше всего приспособлены определенные виды, их объединяют в экологические группы растений.

Что это такое?

Экологические группы растений - это совокупности видов, которым свойственны похожие потребности в величине какого-либо фактора, например, влаги, освещенности и т.д. Кроме того, растения одной определенной группы обладают некоторыми общими признаками, которые возникли в ходе эволюции в процессе приспособления организма к тем или иным условиям внешней среды. Соответственно, растения разных экологических групп могут кардинально отличаться друг от друга.

Границы, существующие между разными группами, довольно условны.

Какие экологические существуют?

Все растения разделяются на такие группы, как замечено выше, в зависимости от потребности в том или ином факторе.

Итак, разделение растений на экологические группы основывается на их потребности в:

  • свете;
  • влаге;
  • определенной температуре;
  • трофности почвы;
  • кислотности грунта;
  • засолении почвы.

По такому же принципу можно классифицировать не только дикорастущие растения, но и выделить экологические группы комнатных растений. Принцип будет точно таким же. К тому же, зная, к какой именно группе относится тот или иной цветок, можно обеспечить ему правильный уход.

Основные экологические группы растений в зависимости от потребности во влаге

По данному можно выделить три группы растений:

  • гидрофиты;
  • мезофиты;
  • ксерофиты.

Гидрофиты - которые произрастают в воде. В большинстве случаев они растут в пресных водоемах, однако могут встречаться даже в соленых.

К данной экологической группе относятся такие растения как камыш, рис, тростник, осока, стрелолист и др.

В отдельную подгруппу водных растений можно выделить гилатофиты. Это представители флоры, которые обладают слабыми стеблями, поэтому не могут расти вне водной среды. Основная часть такого растения (листья и цветы) находится на поверхности водоема и удерживаются водой. К гилатофитам относятся кувшинки, лотосы, водокрасы и т.д.

Мезофиты - это растения, которые предпочитают среднюю влажность. К таковым относятся практически все широко известные растения, в том числе и те, которые чаще всего выращиваются в садах и огородах.

Ксерофиты - это представители флоры, которые приспособлены к существованию в засушливой местности. К таковым относятся пырей, песколюб, а также кактусы, в том числе и комнатные.

В зависимости от потребности в свете

По данному принципу можно разделить растения на три групы:

  • гелиофиты;
  • сциогелиофиты;
  • сциофиты.

Первые - это растения, которые требуют яркой освещенности.

Сциогелиофиты способны переносить тень, однако хорошо произрастают и на солнечных участках. Среди комнатных растений такого типа можно выделить монстеру. Среди дикорастущих - иву, березу, осину. Культурными растениями данной группы являются репа, редис, петрушка, мята, мелисса, огурцы, кабачки, спаржа, салат, ревень, щавель.

Сциофиты - это Они не будут хорошо расти при чрезмерно ярком свете. К ним относятся все водоросли, а также мхи, лишайники, плауны, папоротники.

Экологические группы в зависимости от необходимой температуры

Здесь выделяются четыре группы растений:

  • гекистотермофиты;
  • микротермофиты;
  • мезотермофиты;
  • мегатермофиты.

Первые - это очень морозостойкие растения. Они произрастают в северной части планеты.

Микротермофиты - это представители флоры, которые способны переносить значительные холода, однако не сильные морозы.

Мезотермофиты любят тепло, а мегатермофиты способны переносить значительную жару.

Зависимость от типа почвы

Здесь экологические группы растений выделяются по трем различным факторам.

Первый - трофность почвы. Это насыщенность грунта питательными веществами, а также макро- и микроэлементами. По этому фактору растения делятся на олиготрофы, мезотрофы, эутрофы. Олиготрофы могут расти на бедных почвах, мезотрофы предпочитают умеренно плодородные, а эутрофы растут исключительно на черноземах и других типах грунтов с высокой плодородностью.

В зависимости от засоления почвы, на которой они растут, растения делятся на две группы: галофиты и гликофиты. Первые способны переносить засоленность почвы, а вторые - нет.

И, наконец, в зависимости от уровня рН почвы растения делятся на три экологические группы: нейтрофиты, ацидофиты и базофиты. Первые предпочитают почву с (близким к 7). Ацидофиты произрастают на почвах с высокой кислотностью. А базофиты предпочитают щелочные грунты.

Вот мы и рассмотрели все экологические группы которые к ним относятся.

Одно из главных отличий растений от животных и грибов - способность создавать органиче­ские вещества из неорганических с помощью солнечного света (процесс фотосинтеза).

Подцарство: Низшие растения

Тело низших растений (слоевище, или таллом) не разделено на истинные листья, стебель и корень, хотя может иметь их внешние подобия. Отделы (тип) :

Подцарство: Высшие растения

У высших растений тело разделяется на настоящие листья, стебель и корень. Отделы (тип):
  1. Моховидные, мхи, бриофиты
    Наиболее примитив­ные из числа наземных растений. Встречаются в основном во влажных, затенённых местах. Мхи распространены во всех климатических поя­сах. У мхов нет настоящих проводящих тканей, вода и минеральные вещества поглощаются всей поверхностью тела. Высота не более 20 см. Большинство мхов - многолетние растения, встречаются группами (подушками, куртинками). Мохообразные - единственные наземные растения, у которых преобладает половое (гаплоидное) поколение - гаметофит. Бесполое поколение (спорофит) у мхов представлено спорогоном, который прикреплён к гаметофиту и питается за его счёт.
  2. Папоротникообразные (споровые)
    В основном наземные травянистые растения, встречаются также водные и древовидные формы. Предпочитают влажные и затенённые места.
  3. Голосеменные
    Голосеменные растения - древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 370 млн. лет назад.

    Деревянистые растения.
    Главное отличие от покрытосеменных (цветковых) - отсутствие цветков и плодов, а также сосудов и древесных волокон в стебле.
    Семена лежат «голо», то есть не скрыты в завязи.
    Голосеменные включают более 1 000 видов.

  4. Покрытосеменные, цветковые
    Наиболее высокоорганизованные наземные растения, травы, кус­тарники и деревья.
    Основные отличительные признаки - наличие цветка и плода .
    Семена скрыты (покрыты) в завязи, из которой образуется плод.
    В стебле имеются сосуды и древесные волокна.
    В настоящее время цветковые являются преобладающей формой наземной растительности
    (описано свыше 250 тысяч видов).
    Класс:
    1. Двудольные
      • зародыш семени имеет две семядоли,
      • жилкование листьев - сетчатое,
      • имеется центральный стержневой корень,
      • количество лепестков и других частей цветка обычно кратно 4 или 5.
      В классе Двудольные описано 6 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, приблизительно 10 000 родов и около 199 000 видов растений.
    2. Однодольные
      Типичные отличительные признаки:
      • зародыш семени имеет одну семядолю,
      • жилкование листьев - параллельное или дуговое,
      • корневая система - мочковатая,
      • число частей цветка кратно 3.
      В класс однодольных растений включаются 5 подклассов, 37 порядков, около 125 семейств, более 3000 родов и около 59 000 видов.
    Наиболее крупные по числу видов семейства цветковых растений:
    • Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae, Compositae) - 27773 видов в составе 1765 родов;
    • Орхидные (Orchidaceae) - 27135 видов в составе 925 родов;
    • Бобовые (Fabaceae, Leguminosae) - 23535 видов в составе 917 родов.

Содержание. Виды растений:

  1. Зеленые водоросли
  2. Мохобразные
  3. Папортники
  4. Хвойные
  5. Цветковые
  6. Из каких частей состоят растения

Крайне сложно представить нашу планету без растений …

2.Мохообразные

Мохообразные растут во влажных местах. Количество мхов насчитывается более 27 тыс. видов .

Печёночные мхи распространены в большинстве своём в тропиках. Такой вид, как м оховидные можно встретить даже в… Антарктиде.

3.Папоротники

К самому известному и богатому в видовом плане относится отдел папоротникообразных, проще – , которых насчитывается около 11 тыс. видов .

Каждый знаком с этим растением с детства, вот только далеко не все знают то, что некоторые виды папоротников можно употреблять даже в пищу (при грамотном подходе).

4. Хвойные

Это вид семенных растений, у которых развитие семян происходит в шишках. На Земле меньше 1000 разных видов хвойных растений.

К хвойным растениям относятся - сосны, ели, можжевельники и др. У них листьями являются хвоинки, а на месте плодов у этих растений шишки с семенами - орешками.

5.Цветковые

Эти растения – самые распространённые в мире. Их насчитывается более 280-290 тыс . видов. Цветковыми, эти растения называются потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена.

Цветковые имеют не только , но еще плоды, корни, стебли и листья.

Интересное: дети далеко не с ранних лет узнают о том, что оказывается и растения бывают … «хищниками».

Действительно, таких видов плотоядных (насекомоядных) растений насчитывается более 600. Множество насекомых, маленьких животных попадают в специальные «ловушки» (липкие, в форме клешни, капканов, кувшинов) этих растений.
А на территории нашей страны пальму первенства в этом отношении можно отдать Drósera rotundifólia - Росянке круглолистной.

А «охотится» растение следующим образом: оно выделяет особенную липкую жидкость - по краям своих листьев. А уже насекомое, которому не посчастливилось сесть на листок и становится «прилипшей» жертвой…

К какому виду относятся эти растения?

Из каких основных частей состоят растения:

  1. Корни.
  2. Стебли.
  3. Листья.
  4. Цветки.
  5. Плоды с семенами.

Ещё среди наших далёких предков принято было разделять живые организмы на растения и животных.

Восемь царств живых организмов

(хотя споры учёных по этому поводу не утихают и до сих пор):

  • растения,
  • животны,
  • грибы,
  • одноклеточные организмы, без ядра — называются археи,
  • одноклеточные организмы «первейшие» — это протисты,
  • двухклеточные организмы, одна клетка в которых находится внутри другой — хромисты,
  • вирусы,
  • бактерии.

Так что не стоит полностью соотносить грибы с растениями, как это делают многие.

Задумайтесь перед сном о том, как выглядела наша планета миллионы-миллиарды лет назад. И может, произойдёт чудо - вы увидите первозданное великолепие растительного мира во всей его красе!

Окружающий мир, 1 класс

Цели:

· обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

· повторение отличительных признаков разных групп растений;

· расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу;

· формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений;

· воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

· развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,

· развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

· компьютер;

· презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).

Что это? (Растение ) (рис. 2).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях ).

Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер.

III. Обобщение о растениях

1. Группы растений

Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?

Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2. Деревья

-Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).

В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня , клёна , ольхи, липы , осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).

Это лиственные деревья , форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной ?(Ель, сосна )(рис. 6).

Какие это деревья? -Хвойные деревья , форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница,

кедр )(рис. 7).

Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород , но и оберегают наши дома от пыли , вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

· Дуб – 54 кг в год.

· Клен – 33 кг в год.

· Сосна – 35 кг в год.

· Ель – 32 кг в год.

3. Игра « Отгадай деревья»

А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).

Кудри в речку опустила и о чём- то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь).

Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей).

4. Игра “ Чей листик?”

- А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис.

5. Кустарники

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).

Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).

-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень …).

6. Физкультминутка (рис. 13)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

7. Травянистые растения

К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).

-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.

Назовите травянистые растения (ответы детей).

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей , полынь , тимофеевку , ковыль (рис. 15).

На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы , ржи , овса и кукурузы (рис. 16).

А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.

Как вы думаете, почему это растение так назвали?

Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.

С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы , капуста , картофель , помидоры , лук , морковь ), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).

Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека .)

- Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.)

8. Физкультминутка (рис. 19)

Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно),

Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают),

Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками),

Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)?

Пересолили!

Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)!

9. Растение – земли украшение

- Говорят: «Растение земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).

10. Игра « Отгадай цветы»

- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН) , РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),

кувшинка чисто белая (рис. 25),

Адоникс Весенний (рис. 26).

-А знаете ли вы , что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).

IV. Физкультминутка (рис. 28)

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

V. Секрет цветов

И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).

На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.

Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы.

В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.)

VI. Хорошо или плохо (рис. 30)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ.

Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.

Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).

Любите родную природу Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.

VII. Итог урока

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

Статьи по теме: