Монтаж электротехнического оборудования. Установка электрооборудования. Наладка электрооборудования после монтажа


В этой статье собраны таблицы синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов . Сначала мы приведем таблицу основных значений тригонометрических функций, то есть, таблицу синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов углов 0, 30, 45, 60, 90, …, 360 градусов (0, π/6, π/4, π/3, π/2, …, 2π радиан). После этого мы дадим таблицу синусов и косинусов, а также таблицу тангенсов и котангенсов В. М. Брадиса, и покажем, как использовать эти таблицы при нахождении значений тригонометрических функций.

Навигация по странице.

Таблица синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов для углов 0, 30, 45, 60, 90, … градусов

Список литературы.

  • Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк./Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского.- М.: Просвещение, 1990.- 272 с.: ил.- ISBN 5-09-002727-7
  • Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1993. - 351 с.: ил. - ISBN 5-09-004617-4.
  • Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.; Под ред. А. Н. Колмогорова.- 14-е изд.- М.: Просвещение, 2004.- 384 с.: ил.- ISBN 5-09-013651-3.
  • Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика (пособие для поступающих в техникумы): Учеб. пособие.- М.; Высш. шк., 1984.-351 с., ил.
  • Брадис В. М. Четырехзначные математические таблицы: Для общеобразоват. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999.- 96 с.: ил. ISBN 5-7107-2667-2

Глава 1. Организация монтажа электрооборудования

1.1. Общие принципы проведения электромонтажных работ

Электромонтажные работы являются частью комплекса строительных работ и выполняются в рамках договора строительного подряда (контракта), в соответствии с которымподрядчик обязуется в установленный договором срок выполнить работы, азаказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить выполненные работы.

Заказчиками выступают юридические лица (предприятия, организации), имеющие финансовые средства (инвесторы). Финансирование электромонтажных работ осуществляется за счет раздела капитальных вложений, предусмотренного для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения объектов электроэнергетики.

Подрядчиками при проведении электромонтажных работ выступают, как правило, электромонтажные организации, независимо от форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке в налоговых органах и имеющие лицензию и другие документы, подтверждающие лигитивность организации и гарантии качества на выполнение электромонтажных работ. При больших объемах электромонтажных работ и нескольких претендентах на их выполнение заказчик организовывает конкурсные тендерные торги.

Лицензирование деятельности электромонтажных организаций осуществляется с целью защиты прав и интересов потребителей строительно-монтажной продукции. Гарантии и сроки предъявления заказчиком претензий к подрядчику определяются в договоре подряда и по электромонтажным работам составляют, как правило, 1…2 года.

Договор подряда является основным правовым документом, регламентирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика. Такой договор иногда заключается на выполнение работ «под ключ». Здесь подразумевается выполнение полного инвестиционного цикла, включающего проектирование, строительные, электромонтажные, пусконаладочные работы и сдачу объекта в эксплуатацию.

Для выполнения комплекса или отдельных видов работ, например пусконаладочных работ, подрядчик может привлекать другие организации – субподрядчиков. В этом случае подрядчик выступает уже в роли генерального подрядчика. Основные этапы выполнения электромонтажных работ показаны на рис. 1.1.

Подготовка к проведению электромонтажных работ, в частности приемка строительной части объекта под монтаж оборудования,

ответственность перед заказчиком за выполнение всех видов работ в сроки, предусмотренные договором, и надлежащего качества возлагаются на генерального подрядчика.

Рис. 1.1. Основные этапы проведения электромонтажных работ

Подрядчик планирует и осуществляет работы в соответствии с проектно-сметной документацией и договорной ценой, определяющими объем, содержание и стоимость работ. Проектная документация должна соответствовать требованиям нормативных документов, регламентирующих электромонтажные работы:

Строительным нормам и правилам (СНиП); Государственным стандартам (ГОСТ) в области строительства; Правилам устройства электроустановок (ПУЭ);

Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ ЭП).

Кроме того, в обязанности подрядчика входит соблюдение природоохранного законодательства и организация охраны труда при выполнении работ.

В ходе выполнения работ заказчик и подрядчик вправе по согласованию с проектной организацией вносить изменения в техническую документацию при неизменности характера предусмотренных договором подряда работ, а также выделять пусковой комплекс из всего проектного объема работ.

Обязанности и ответственность по обеспечению электромонтажных работ комплектами оборудования, материалами и конструкциями несет, как правило, подрядчик. Для этого подрядчик получает от проектной организации расчеты (спецификации) о потребности основных видов оборудования, материалов, конструкций.

Для проверки качества поставляемого на монтажную площадку оборудования подрядчик осуществляет входной контроль, оформляет акты приемки оборудования в монтаж или предъявляет претензии к поставщикам в случаях нарушения требований к качеству оборудования, его повреждения при транспортировке.

В ходе выполнения электромонтажных работ заказчик осуществляет технический надзор за качеством работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством поставляемого оборудования, его испытаниями при проведении пуско-наладочных работ. Технический надзор заказчик может осуществлять с привлечением проектной организации (авторский надзор). При большом объеме работ надзор ведется по отдельным разделам проекта: строительные, электромонтажные, сантехнические, пусконаладочные и другие работы.

После выполнения заказчиком и подрядчиком всех обязательств по договору осуществляется приемка выполненных работ. В договоре подряда предусматриваются сроки уведомления подрядчиком заказчика о готовности объекта к приемке, сроки проведения приемки и сроки устранения замечаний, выявленных при приемке выполненных работ. Приемка крупных объектов осуществляется рабочей и государственной приемочными комиссиями с подписанием актов соответствующей стандартной формы (КС-11 и КС-14). При небольших объемах работ (замена выключателей, трансформаторов небольшой мощности при сохранении существующих фундаментов) приемка выполненных работ осуществляется одной приемочной комиссией. С момента приемки объекта по акту заказчик вступает в полное владение и распоряжение объектом.

1.2. Организация электромонтажных работ

Организация электромонтажных работ возлагается на подрядчика и состоит из трех основных этапов.

На первом инженерно-техническом этапе производится приемка, проверка и изучение проектно-сметной документации; в проектной документации должен быть предусмотрен проект организации строительства (ПОС), на основе которого электромонтажной организацией разрабатывается проект производства электромонтажных работработ (ППЭР).

На втором организационном этапе выполняется приемка от строителей под монтаж оборудования зданий, сооружений,

фундаментов, проемов и ниш в конструкциях зданий и сооружений; контролируется установка закладных деталей, проверяется наличие предусмотренных проектом стационарных кран-балок, монтажных тележек и талей.

На третьем материально-техническом этапеосуществляется обеспечение и комплектация электромонтажных работ оборудованием, материалами, изделиями, монтажными заготовками; на этом же этапе выполняется оснащение монтажных работ механизмами, инструментами, инвентарем и средствами безопасного труда.

Важным моментом организации электромонтажных работ на сложных объектах, требующих определенной очередности выполнения строительных и электромонтажных работ, является составление ППЭР. Этот проект обязательно разрабатывается для выполнения электромонтажных работ, сопровождающихся сложными такелажными работами с применением механизмов (автокранов, автовышек), верхолазных работ, а также для работ, выполняемых в действующих электроустановках, например, при реконструкции существующих подстанций.

ППЭР разрабатывается специальными группами подготовки производства монтажных организаций и утверждается ее техническим руководителем (главным инженером). ППЭР должен быть согласован с заказчиком или техническим руководителем эксплуатирующей организации.

Исходными данными для разработки ППЭР служат: рабочие чертежи и сметы проектной документации объекта;

данные о поставке оборудования и материалов, наличии машин и механизмов;

действующие нормативные документы, монтажные инструкции, отраслевые правила по охране труда;

сроки возможного отключения действующих электроустановок при реконструкции и техническом перевооружении объектов.

Во втором разделе ППЭР приводятся наиболее эффективные методы организации и технология выполнения электромонтажных работ. Здесь указываются технологические приемы выполнения трудоемких операций, их механизации, предложения по совмещению монтажных и наладочных работ, указания по охране труда, приводятся графики производства работ.

Электромонтажными работами (ЭМР) называют производственные операции, выполняемые в цехе и на судне, по подготовке, монтажу и испытаниям в действии электрооборудования и судовых кабелей.

Рис. 1 Крепление в кассетах пучков магистральных кабелей по борту машинного отделения

ЭМР производят региональные электромонтажные предприятия (ЭМП). Как правило, на каждом судостроительном предприятии рас­положен электромонтажный цех ЭМП, выполняющий ЭМР.

Под электрооборудованием в ЭМР понимают совокупность:

  • Гене­рирующих;
  • Потребляющих и преобразующих электрическую энергию устройств;
  • А также радиоэлектронные;
  • Навигационные;
  • Автоматического управления системы;
  • Системы связи и другие подобные.

Иными слова­ми, любое устройство, прибор, изделие, к которым подключают кабе­ли, входит в понятие «электрооборудование судна».


Рис. 2 Подвески для установки электрооборудования
а - Г-образная подвеска;
б - П-образная подвеска

Технологический цикл ЭМР проходит в несколько этапов, продолжи­тельность и объем которых тесно связан с готовностью корпуса судна и ею определяется.

Этапы включают:

  • Подготовительные работы в цехе;
  • До и послеизоляционные подготовительные работы на судне;
  • Монтаж элек­трооборудования;
  • Монтаж кабелей;
  • Регулировочно-сдаточные работы.

Проектирование технологии ЭМР состоит в:

  • Разработке организа­ционно-технологических методов их проведения;
  • Способе проверки;
  • Настройке;
  • Регулировке электрооборудования и кабельной сети;
  • Сдаче заказчику.

В зависимости от способа формирования корпуса судна содержа­ние каждого этапа ЭМР может быть различным, его организация и про­должительность также могут отличаться.

Практическое распространение получили методы организации элек­тромонтажных и настроечно-сдаточных работ:

  • Параллельный;
  • Автономно-районный;
  • Агрегатно-блочный.

Технологические этапы ЭМР предусматривают:

  • Подготовительные работы в цехе по подбору электрооборудова­ния по технологическим комплектам и бригадным участкам, а также заготовку на технологических барабанах мерных отрезков кабелей, в це­хе изготавливают электромонтажные узлы и заготовки, осуществляют предмонтажную подготовку электрооборудования, которая включает расконсервацию оборудования, поступившего с завода-изготовнтеля, демонтаж (для хранения на межоперационный период) хрупких и бью­щихся его частей, зачистку мест заземления оборудования, установку амортизаторов и перемычек заземления, технологическую комплектацию электрооборудования по помещениям и бригадным участкам;
  • До изоляционные подготовительные работы на судне включают разметку (трасс) и установку креплений электрооборудования и кабелей;
  • Послеизоляционные подготовительные работы предусматривают подготовку помещений судна к электромонтажным работам и монтаж части электрооборудования;
  • Монтаж кабелей состоит в затяжке, укладке и креплении кабе­лей, вводу их в электрооборудование, в уплотнении мест прохода кабе­лей через палубы и переборки, заземлении металлических оболочек кабелей и корпусов электрооборудования;
  • При монтаже электрооборудования осуществляют контактные и защитные оконцевания жил кабелей, их маркировку и подключение к электрооборудованию, на этом этапе производят также монтаж разъем­ных частей электрических соединителей;
  • Регулировочно-сдаточные работы включают опробование элект­рооборудования в действии, сдачу его заказчику в ходе швартовных, ходовых и государственных испытаний.

Параллельный метод организации ЭМР применяют при суммарной длине прокладываемого кабеля до 100 км, когда под электромонтаж может быть сдан целый корпус судна. Параллельный метод основан на одновременном выполнении работ по затягиванию и подсоединению к оборудованию кабелей во всех подготовленных к монтажу помеще­ниях судна с прокладкой каждого кабеля без промежуточной бухтовки. В первую очередь затягиваются магистральные кабели, затем мест­ные. Настроечно-сдаточные работы выполняют в целом корпусе судна (частично их могут осуществить на стендах). Параллельный метод по­зволяет провести монтаж электрооборудования в сжатые сроки, но тре­бует сдачи судна под электромонтаж в один этап. При этом необходимо привлечение большого количества электромонтажников, единовремен­но работающих на судне.

Рис. 3 Свободная установка электрооборудования
а - на кронштейне;
б - на каркасе

Автономно-районный метод организации применяют при секцион­ном и блочном способах формирования корпуса судна и при суммарной длине прокладываемых кабелей свыше 100 км. ЭМР ведут в строительных районах, «островах» или блоках с представлением под электромон­таж автономно-монтажных районов независимо от готовности других районов судна. ЭМР выполняют на два этапа — по готовым районам, а затем и в целом корпусе. В каждом районе работы начинают с затяжки внутрирайонных кабелей.

Первоочередность затяжки зависит от:

  • Соот­ношения количества местных и магистральных кабелей в каждом из ав­тономно-монтажных районов;
  • Наличия критических участков, находя­щихся на критическом пути графика постройки судна, и сложных электромонтажных узлов (с которых начинается электромонтаж);
  • Рас­положения кабелей в узлах крепления и у оборудования;
  • Конструктив­ных особенностей кабелей.

Межрайонные магистральные кабели про­кладывают в несколько этапов по основным направлениям затяжки кабелей и, как правило, без промежуточных бухтовок. Автономно-районный метод обеспечивает высокий ритм и широкий фронт работ. Элек­трооборудование при проектировании судна размешают но возможнос­ти так, чтобы минимизировать количество кабельных связей между автономно-монтажными районами. Электрооборудование, к которому подсоединяется значительное количество магистральных кабелей, по возможности располагают в районах прохождения основных магистраль­ных трасс или в помещениях, прилегающих к ним.

Для проведения на­строечно-сдаточных работ в автономно-монтажных районах или в их группах до окончания электромонтажа по судну в целом электроэнерге­тическая система должна получать временное питание от береговой сети. В случае необходимости применяют временные щиты питания и пере­ключатели, удовлетворяющие требованиям техники безопасности про­ведения настроечно-сдаточных работ.


Рис. 4 Монтаж пульта управления судном (ПУС)

Для подачи электроэнергии с берега на судно в процессе его пост­ройки целесообразно выделять в отдельный этап «участок-схему» ге­нерирования электрической системы (ГРЩ), распределительные щиты, кабельные связи. ЭМР «участка» должны быть выполнены на раннем этапе без ожидания подготовки других помещений судна под электро­монтаж.

Агрегатно-блочный метод организации целесообразен при блочно-модульном способе формирования корпуса. Выполнение ЭМР тогда возможно вне стапеля, а массовые и трудоемкие производственные процессы и технологические операции в цехах, на участках и на рабо­чих местах могут быть механизированы. Если в цеховых условиях бу­дут использовать ту же технологию и те же технические средства, что и на судне (без специализации работ и применения цеховых средств механизации), то сам по себе перенос основного объема работ с судна в цех не даст снижения трудоемкости. Зато происходит сокращение ста­пельного периода постройки и улучшение условий труда, а эффект от сокращения стапельного периода превосходит эффект от сокращения трудоемкости ЭМР.

Для электромонтажного предприятия применение агрегатно-блоч­ного метода также дает эффект, так как происходит рост производи­тельности труда, улучшение условий труда и повышение качества ра­бот. Более равномерно распределяется занятость электромонтажни­ков и сглаживаются пиковые загрузки на завершающих этапах пост­ройки судна.

Рис. 5 Монтаж главного распределительного щита ГРЩ 380 В

При традиционной технологии постройки судов подсоединение электрооборудования к кабельной сети производят только в условиях судна. При блочно-модульной постройке судов возможен перенос час­ти или полного объема ЭМР в цеховые условия.

При организации ЭМР суда разбивают на электромонтажные райо­ны, территориально и по объему работ соответствующие бригадному участку. Районы характеризуются относительной функциональной автономностью размещенного электрооборудования и изолированностью корпусной конструкции. Разбивку на районы производят как по территориальному, так и по схемному признакам.

В качестве примера рай­онов, образованных по территориальному признаку, можно привести:

  • Машинно-котельные отделения малых и средних судов;
  • Отдельные плат­формы этих отделений на крупных судах;
  • Румпельное отделение;
  • Груп­пы вспомогательных и бытовых помещений (каюты, санузлы, пи­щеблоки);
  • Отдельные палубы надстроек и мачты.

Примером районов, образованных по схемному признаку, могут служить специ­альные посты (в частности, посты управления). Для каждого электро­монтажного района комплектуют рабочие чертежи, необходимые для установки электрооборудования и прокладки кабелей.

Порядок выполнения электромонтажных и регулировочно-сдаточ­ных работ на судне определяется технологическим планом, который должен обеспечивать:

  • Выполнение ЭМР в соответствии со сроками строительства суд­на без помех работам по корпусно-механической части;
  • Первоочередной монтаж объектов, расположенных на критичес­ких путях, а также электросистем, обеспечивающих безопасность суд­на на плаву;
  • Максимально возможную равномерность загрузки электромонтаж­ного цеха в течение всего цикла электромонтажных и регулировочно-сдаточных работ.

Разработку технологического плана ЭМР производят на стадиях эскизного и технического проектирования судна. Далее план уточня­ют и детализируют при разработке рабочего проекта ЭМР головного и серийных судов.


Рис. 6 Монтаж главного распределительного щита РЩ 24 В

Основные этапы составления технологического плана предусмат­ривают:

  • Изучение проекта электротехнической части судна и технологии его постройки, анализ особенностей монтажа и сдачи электрооборудо­вания с учетом возможностей ЭМП;
  • Выбор метода организации электромонтажных работ на судне;
  • Определение участков монтажа (при параллельной организации работ целый корпус, при автономно-районной — автономно-монтаж­ные районы и целый корпус, при агрегатно-блочной — сборочные еди­ницы, автономно-монтажные районы и целый корпус);
  • Определение технологической трудоемкости подготовительных работ в цехе и на судне, ЭМР, регулировочно-сдаточных работ;
  • Расчет технологической обитаемости участков монтажа, т. е. до­пустимое число рабочих в отсеке при ЭМР;
  • Определение продолжительности выполнения ЭМР, а по техно­логическому и сетевому графикам постройки судна определяют их тре­буемую продолжительность;
  • Разработку принципиального технологического графика выпол­нения ЭМР и графика контрагентских поставок оборудования;
  • Разработку основных положений организации подготовки и вы­полнения ЭМР.

При наличии полной информации о судне на этапе рабочего проек­тирования весь объем работ, выполняемых ЭМП, разбивают на техно­логические комплекты.

Страница 1 из 4

Подготовка монтажа.

На каждый объект строительства разрабатывают проектно-сметную документацию, в соответствии с которой выполняют строительные работы по монтажу технологического, санитарно-технического, электротехнического оборудования, автоматики, связи и др.
Рабочие чертежи при строительстве промышленных предприятий состоят из комплектов архитектурно-строительных, санитарно-технических, электротехнических и технологических чертежей.
Комплект электротехнических рабочих чертежей содержит документацию, необходимую для монтажа внешних и внутренних электрических сетей, подстанций и других устройств электроснабжения, силового и осветительного электрооборудования. При приемке рабочей документации к производству работ обязательно проверяется учет в ней требований индустриализации монтажа электротехнических устройств, а также механизации работ по прокладке кабелей, такелажу узлов и блоков электрооборудования и их установке.
Непосредственно на месте установки оборудования и прокладки электросетей в цехах, зданиях (в монтажной зоне) монтажные работы должны сводится к установке крупных блоков электротехнических устройств, сборке их узлов и прокладке сетей.
В соответствии с этим рабочие чертежи комплектуют по их назначению: для заготовительных работ, т. е. для заказа блоков и узлов на предприятиях или на сборочно-комплектовочных предприятиях монтажных организациях и в мастерских электромонтажных заготовок (МЭЗ), и для монтажа электротехнических устройств в монтажной зоне.
В проектах предусматривается максимальное исключение дыропробивных работ на месте монтажа.
Для монтажа силового электрооборудования разрабатывают поэтажные планы зданий и цехов с указанием и координацией на них трасс прокладки питающих и распределительных силовых сетей и размещения шинопроводов, силовых питающих пунктов и шкафов, электроприемников и пускорегулирующих аппаратов. Для монтажа электрического освещения выполняют поэтажные планы зданий и цехов с указанием и координацией на них питающих и групповых сетей освещения, светильников, пунктов и щитов.
Разрабатывают принципиальные и расчетные схемы силового и осветительного оборудования.
Проверяют наличие чертежей или эскизов на монтажные узлы и блоки (ошиновки, заземления, освещения и др.), а при отсутствии их возможность группировки разрозненных аппаратов и изделий в укрупненные блоки. Составляют эскизы для сборки их в мастерских, заменяют принятые в проекте изделия, конструкции и детали индивидуального исполнения на унифицированные заводского изготовления.
В отдельных случаях заменяют предусмотренные проектом способ монтажа электрических сетей и вид электропроводок, например вместо прокладки кабеля марки АВРГ непосредственно по стенам для освещения коридора управления применяют тросовую проводку.

Монтаж воздушных линий электропередачи напряжением 0,4-35 кВ.

При проектировании линии сначала определяют трассу (трассой называют полосу поверхности земли, по которой проходит воздушная линия) на карте, стремясь выбрать ее направление возможно более прямолинейным, но в то же время избегая прокладки линии в лесу, по болотам и другим неудобным местам, а также излишних переходов через другие линии, дороги и прочие препятствия. Линии высокого напряжения, кроме случая совместной подвески их с низковольтными линиями, не следует прокладывать по населенным местностям. При выборе трассы предусматривают наличие дорог в непосредственной близости от нее для удобства монтажа и обслуживания будущей воздушной линии. Окончательное направление трассы линии выбирают при обследовании местности.
При прохождении воздушной линии напряжением свыше 1 кВ в лесу прорубают просеку. Ширина просеки для воздушных линий напряжением до 35 кВ включительно при высоте леса Н < 4 м должна быть не менее чем D + 6 м, а при высоте леса Н > 4 м - не менее чем D + 2Н , где D - расстояние между крайними проводами линии, м. При высоте леса Н < 4 м деревья, растущие на краю просеки, необходимо вырубить, если их высота больше высоты основного лесного массива. Для воздушных линий напряжением до 1 кВ просеку в лесу вырубать не нужно. При этом вертикальные и горизонтальные расстояния от проводов до вершин деревьев, кустов и прочей растительности должны быть не менее 1 м.

Рис.2.1. Котлован для установки одностоечной опоры.

Наиболее трудоемкая часть сооружения воздушных линий - это земляные работы. На рисунке 2.1. показан котлован для одностоечной опоры, вырытый вручную (размеры даны в метрах). Для удобства при работе и облегчения последующей установки опоры его роют уступами. На прямых участках котлованы роют вдоль линии. Для угловых опор роют так, чтобы нетронутая стенка была со стороны тяжения проводов. На дно кладут большой камень, а при слабом грунте укрепляют дно несколькими камнями. Для сложных опор котлованы роют так же, как для одностоечной. Если сложная опора не имеет подземных стяжек, то для каждой ее ноги заготовляют отдельный котлован. Деревянные опоры развозят вдоль трассы и укладывают возле вырытых котлованов.
Предварительно на опоры укрепляют крюки или штыри с изоляторами. На крюки или штыри навивают кабельную пряжу или пеньку, пропитанную суриком, смешанным с олифой. Для этих целей применяют также пластмассовые колпачки.
Крюки с закрепленными на них изоляторами ввертывают в стойку опоры. Для этого в опоре буравом высверливают отверстия, в которые специальным ключом ввертывают крюки. Изоляторы на штырях устанавливают на траверсах, к которым штыри прикрепляют гайками.
При сооружении отдельных линий небольшой длины работы ведут вручную. Все линии значительной протяженности сооружают при помощи механизмов.
Одностоечные опоры устанавливают вручную - баграми и ухватами, бригадой в 6 ... 7 рабочих или с помощью различной техники (трактор, кран, автомобиль или бурильно-крановая машина). Тяжелые и сложные опоры устанавливают неподвижной стрелой в виде столба длиной около 10 м. Подъемный трос натягивают трактором или лебедкой. Можно также использовать «падающую стрелу», то есть мачту, которую поднимают вместе с устанавливаемой опорой.
Правильность установки поднятых опор проверяют отвесом, а также по оси линии. Выверенные опоры закрепляют в яме вынутым из нее грунтом. Грунт засыпают слоями толщиной 150 ... 200 мм. Каждый слой тщательно утрамбовывают.
После установки опор под ними вдоль трассы линии раскатывают провода, которые обычно доставляют на барабанах. Раскатывают их на поднятых барабанах, чтобы избежать закручивания провода и образования петель.
Соединять провода в пролете скруткой можно лишь на линиях напряжением до 1 кВ. В остальных случаях провода соединяют овальными обжимными соединителями. Соединяемые провода вводят в овальную гильзу-соединитель и скручивают 3,5... 4 раза либо специальными клещами на гильзе делают в шахматном порядке насечки.

Рис.2.2. Соединение алюминиевых и сталеалюминиевых проводов термосваркой: а) подготовленные концы проводов; б) концы про-водов после сварки; в) в соединители вставлен шунт из отрезка провода; г) провод и шунт после обжима соединителей.

Алюминиевые, и сталеалюминиевые провода соединяют также термитной сваркой. Затем при помощи соединителей укрепляют шунт из провода той же марки (рис.2.2), чтобы разгрузить место сварки от механических усилий. Сварку ведут термитными патронами, поджигаемыми специальными термитными спичками.
Соединения проводов должны обладать механической прочностью, составляющей не менее 90 % прочности целого провода. Места соединения проводов защищают от влаги. Для этого концы соединителей закрашивают суриком. Сращивать провода в пролете, пересекающем другие линии, не допускается.
Раскатанные по земле провода поднимают на опоры шестами или веревками, для чего монтер влезает на опору. Поднятые провода укладывают на крюки изоляторов или на специальные монтажные ролики. После этого провода закрепляют на одной из анкерных опор и натягивают во всем анкерном пролете.
Провода линий низкого напряжения натягивают вручную - полиспастом, линий высокого напряжения с большими пролетами - трактором или лебедкой. Алюминиевые провода при этом зажимают в специальном деревянном зажиме, а стальные и медные захватывают металлическими клиновыми зажимами.
Стрелу провеса проводов устанавливают в соответствии с монтажной таблицей в зависимости от температуры воздуха или определяют по усилию, с которым натягивают провод. Усилие отсчитывают по динамометру, присоединенному к проводу. Стрелу провеса определяют визированием с одной опоры на другую. Для этого на двух смежных опорах укрепляют рейки с делениями. На одну из опор поднимается монтажник. По его команде натягивание провода прекращают, когда стрела провеса достигнет заданного значения.
На воздушных линиях низкого напряжения, если на одной и той. же опоре закрепляют провода разных сечений, стрелу провеса у всех проводов делают одинаковой.
Когда провод натянут, его крепят к конечной анкерной опоре, а затем к изоляторам всех промежуточных опор. К штыревым изоляторам провода прикрепляют специальными зажимами или проволокой - вязкой (рис. 2.3).


Рис.2.3. Крепление провода к штыревым изоляторам на промежуточной опоре:
а) проволокой к головке изолятора; б) проволокой к шейке изолятора; в) зажимом к шейке изолятора.

Алюминиевый провод привязывают к изолятору алюминиевой проволокой, стальной провод - мягкой стальной оцинкованной проволокой диаметром соответственно 3,5 мм и 2,0 ... 2,7 мм.
На штыревых изоляторах провода прикрепляют к шейке или головке изолятора. На угловых опорах провода прикрепляют только к шейке изолятора. Применяют также зажимы. На гирляндах подвесных изоляторов провода закрепляют только зажимами. Для защиты наружной поверхности алюминиевых и сталеалюминиевых проводов их обматывают алюминиевой лентой толщиной 1 мм.
При укладке проводов на крюки, привязывании их к изоляторам, установке фонарей уличного освещения пользуются подъемной вышкой, изготовленной из нескольких труб разных диаметров. В походном положении трубы входят одна в другую, поэтому вышку называют телескопической. В рабочем положении ее устанавливают отвесно и раздвигают двигателем автомобиля. Два монтера становятся на площадку с сетчатыми стенками и поднимаются на высоту до 26 м.
Для подъема на высоту до 20 м применяют гидроподъемники также на автомобилях. Гидроподъемник состоит из вращающейся башни-турели и двух трубчатых колен, на концах которых помещены две люльки для монтеров. Поворачивают башню и приводят в рабочее движение колена при помощи гидроцилиндров. Управление дистанционное как с земли, так и из люльки подъемника. Благодаря этому, а также большому вылету люлек с одной стоянки машины можно выполнять все верховые работы на опоре при монтаже воздушных линий напряжением до 35 кВ.

Под монтажом электрооборудования подразумевается комплекс работ по установке и сборке изделий, питающихся от электрических сетей и автономных источников питания. Его ведут с соблюдением требований действующей нормативно-технической документации в сфере системы стандартизации, строительных норм и правил, пожарных инструкциях. Кроме того, необходимо придерживаться основных положений и рекомендаций, указанных в паспортах и инструкциях по эксплуатации компаний производителей оборудования, устройств, приборов, материалов и комплектующих, которые будут монтироваться.

Осуществление некоторых видов работ невозможно без получения свидетельства о допуске. Для их получения необходимо обратиться в строительные саморегулируемые организации. Допуск необходим, если осуществляются следующие работы:

  1. изготовление проектной документации по электроснабжению объекта или его реконструкции;
  2. монтаж систем электроснабжения;
  3. монтаж сетей электроснабжения до и более 1 кВ;
  4. монтаж и демонтаж опор воздушных линий, проводов, грозозащитных тросов, трансформаторных подстанций, линейного электрооборудования;
  5. установка защитных, распределительных устройств, коммутационной аппаратуры;
  6. монтаж электротехнических установок и оборудования, систем сигнализации и автоматики;
  7. пусконаладочных.

Обычно демонтаж, ремонт и монтаж электрооборудования осуществляют работники, имеющие профессию электромонтажник. Обязанности такого специалиста указаны в его должностной инструкции. Его основные функции – осуществить монтаж согласно требованиям рабочего проекта или инструкции предприятия изготовителя оборудования и подключить к источнику питания. На промышленных предприятиях собирают оборудование или устройство, строго придерживаясь технологического процесса. Местом работы такого специалиста может быть производственный цех, строительный объект, проектная организация и т.д. Он может работать как индивидуальный предприниматель сам или иметь в своем подчинении необходимых для осуществления монтажных работ специалистов.

Электромонтажник сочетает в себе 2 вида деятельности – умственный и физический труд. Он должен уметь читать электрические схемы и чертежи, знать технологию выполнения конкретной работы, пользоваться измерительными инструментами и приборами, соблюдать правила техники безопасности. Ремонтные работы, как правило, выполняет электрик. Он обязательно должен иметь профильное образование, соответствующий выполняемой работе разряд и опыт выполнения тех работ, которые он будет осуществлять.

Нюансы монтажа

Электромонтажные работы начинаются с планирования. Основной задачей при этом является нахождение рационального варианта осуществления монтажа. Сложный объем работ начинается с составления сетевого графика. В нем указывается перечень работ, которые необходимо выполнить, последовательность и продолжительность выполнения, их взаимосвязь. После утверждения сетевого графика, к работе приступают монтажники электрооборудования.

В случае осуществления работ по электроснабжению квартиры, частного дома, офиса или других объектов, в первую очередь изучается принципиальная схема. Далее закупают и доставляют к месту выполнения работ все необходимые компоненты системы, выбирается технология монтажа электрооборудования, необходимый инструмент и приборы контроля.

В квартире или частном доме бытовое оборудование подключается с учетом его энергопотребления. Кроме того, необходимо придерживаться таких основных правил:

  • провода прокладываются только горизонтально и вертикально;
  • счетчики электроэнергии, выключатели, розетки, коробки разветвительные и оборудование должны устанавливаться так, чтобы их легко было обслуживать;
  • количество розеток должно быть не менее 1 на каждые 6 м2 помещения, в кухне –не менее 3 в независимости от ее площади;
  • соединения и ответвления проводов должны монтироваться в соединительных и ответвительных коробках;
  • для питания мощного электрооборудования выполняется отдельная линия.

Технология монтажа электродвигателей

На место установки двигатель может поступать прямо с предприятия изготовителя, со склада и после проведения ремонтных работ. Устанавливаться он может на плиту стальную или чугунную, металлическую раму сварной конструкции, специальные салазки или кронштейн. Все эти элементы должны быть выверены по осям установки двигателя в горизонтальной плоскости и закреплены при помощи фундаментных болтов. Отверстия под них обычно выполняют при осуществлении строительных работ, если это предусмотрено рабочим проектом. В этом случае заблаговременно в необходимых местах оставляют пробки, изготовленные из дерева.

Если это не предусмотрено проектом, то выполняют вначале разметку, согласно монтажно-установочных размеров, которые указаны в инструкции компании производителя. Затем выполняют пробивку отверстий необходимого диаметра с помощью пневмо- или электромолотков. Также необходимо замерить высоту до оси вала двигателя, чтобы определиться с толщиной подкладки, устанавливаемой под лапы. Она не должна превышать 5 мм. Только так может быть обеспечена правильная центровка электродвигателя. От этого показателя зависит надежность работы изделия. В настоящее время центровку валов выполняют с помощью лазерных систем, что позволяет отцентрировать с большой степенью точности, что отразится на сроке эксплуатации.

При наличии клиноременной или ременной передачи у двигателей необходимым условием их правильной эксплуатации является соблюдение 2 факторов – параллельность валов и совпадение средних линий шкивов. Только при таких условиях ремень не будет соскакивать. Здесь необходимо с помощью выверочной линейки проверить расстояние между центрами валов и ширину шкивов. Линейка при этом должна касаться двух шкивов в 4 точках. Но такую выверку можно выполнять, когда расстояние между осями валов не превышает 1,5 м. При превышении этого размера для этого понадобится стальная струна и скобы, которые временно устанавливаются на шкивы. Выверка может осуществляться с применением тонкого шнура. Он натягивается между шкивами.

При разной ширине шкивов должно соблюдаться условие одинакового расстояния от средних линий шкивов до выверочной линейки, струны или шнурка.

После выверки электродвигатель надежно и прочно закрепляется к основанию болтами. Затем опять проверяют выверку – она не должна нарушаться.

Двигатели массой до 50 кг устанавливают вручную, выше этой цифры – с помощью грузоподъемных механизмов.

Перед монтажом электродвигателя необходимо замерить сопротивление изоляции. У изделий постоянного тока такой замер выполняют между якорем и катушками возбуждения, а также проверяют сопротивление изоляции щеток, катушек возбуждения и якоря по отношению к корпусу.

У электродвигателя с короткозамкнутым ротором сопротивление изоляции измеряют обмоток статора к корпусу и по отношению друг к другу и к корпусу. Но это зависит от количества выведенных обмоток. Если их 3, то измеряют только по отношению к корпусу, если 6 – то добавляется измерение обмоток статора.

У изделий с фазным ротором измеряют еще 2 вида сопротивления изоляции:

  1. между статором и ротором;
  2. щеток по отношению к корпусу.

При соответствии результатов измерения нормам электродвигатели включаются в работу. Если имеются отклонения, то должна быть выполнена сушка изоляции обмоток.

После установки электродвигателя проводится его пуск в работу. По существующим регламентам изделия проверяются на приработку — мощные через 72 час. после пуска, остальные через 24 ÷ 48 час. Для этого выполняют техническую диагностику параметров вибрации и температуры соответствующими приборами (виброанализатором, тепловизором). Кроме того, контролируют параметры смазок и масел с использованием специальной мини лаборатории.

Монтаж силового электрооборудования

Силовое электрооборудование представляет собой низко- и высоковольтные устройства, линии и вспомогательные изделия, предназначенные для производства, трансформации, передачи, распределения и преобразования электрической энергии в необходимый вид энергии. По назначению силовые установки бывают бытовые и промышленные. Характеризуют их и по напряжению – до 1000 В и выше. Они могут быть стационарной установки и мобильные. По конструкции они могут быть комплектными и индивидуальными. По месту расположения – отдельно стоящие и встроенные.

Все они представляют при неумелом обращении опасность для человека. Их монтаж должен выполняться с учетом особых требований. Они могут монтироваться на существующих объектах, вновь строящихся, находящихся на ремонте. Монтаж силового электрооборудования должен выполняться только электромонтажниками, специализирующимися на конкретном виде монтажа. Перечень работ, осуществляемый ими довольно обширный:

  1. монтаж силовых линий;
  2. установка внутренних систем электроснабжения;
  3. монтаж этажных и индивидуальных щитов, вводно-распределительных устройств, пунктов распределения;
  4. монтаж изделий и оборудования электроосвещения в помещениях и на улице;
  5. установка трансформаторных подстанций;
  6. установка резервных источников питания;
  7. подключение различного оборудования к электрическим сетям энергопередающих компаний.

Особенности демонтажа электрического оборудования

Работы, связанные с демонтированием электрического оборудования, относятся к повышенной степени опасности. Такие работы выполняют при поломке, выходе из строя изделий или при замене морально устаревшего оборудования на более современные образцы. Электромонтажник должен иметь допуск к работе под напряжением и с электрическим оборудованием. Он должен уметь пользоваться специальным оборудованием, инструментом и контрольно-измерительными приборами.

Работы выполняются в следующей последовательности:

  1. отсоединяют изделие от источника питания;
  2. отсоединяют от заземляющего контура;
  3. снимают с основания, открутив элементы крепежа.

Технология демонтажа, как и монтажа, зависит от конструкции электрооборудования. Обычно указания по демонтажу электрооборудования указаны в инструкции по эксплуатации, которую производитель прикладывает к изделию, и которую предприятие или учреждение, должны хранить до списания с баланса.

Статьи по теме: